Четверг 23.11.2017


Модернизация по-европейски



Модернизация по-европейски
 
В последнее время Евросоюз достаточно активно продвигает новый проект для Беларуси – «Европейский диалог о модернизации». Как недавно заявил еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле, эта инициатива очень важна для Евросоюза, так как позволяет в контактах с гражданским обществом и оппозицией представить полную картину того, что может быть частью позитивной европейской политики в отношении Беларуси.
Не буду оригинальным, если выскажу мнение, что у этого так называемого диалога фактически нет шансов на успех. Он еще менее жизнеспособен, чем «Восточное партнерство», которое вот уже более трех лет остается «бумажным» проектом. Тот факт, что «Европейский диалог о модернизации» - очередное «мертворожденное дитя» объединенной Европы, признают эксперты как в Беларуси, так и за рубежом. Одна из главных причин – из этого диалога фактически исключены государственные структуры, то есть те силы, которые принимают решения и без которых невозможна никакие реформы. Вместо этого предлагается вести диалог с оппозиционными партиями и гражданским обществом, то есть, читая между строк, с оппозицией и еще раз с оппозицией. Ведь еврочиновники считают представителями гражданского общества в Беларуси (как, впрочем, и в России) только тех, кто находится в конфронтации с властью.
Посол Беларуси в Бельгии, постоянный представитель при Евросоюзе Андрей Евдоченко заявил журналистам в Минске: «Белорусская сторона не была приглашена к разработке проектов, а государственные органы включены в программу по остаточному принципу. Мы уже не раз говорили, что мы на такое сотрудничество не пойдем. Беларусь будет работать только в рамках тех совместных программ, которые разрабатываются и согласовываются совместно».
О том, что происходит, когда Брюссель пытается использовать радикальную оппозицию в качестве посредника в переговорах с белорусской властью, мы уже знаем. Это только ухудшает ситуацию.
Оппозиционные функционеры не заинтересованы в налаживании нормального диалога между Минском и Брюсселем, и стремятся его всячески саботировать. На противостоянии Беларуси и Евросоюза они зарабатывают неплохие деньги, это их бизнес, это практически все, что они умеют делать. Отказываясь говорить с властями, и пытаясь вести диалог с Беларусью через деятелей, которые не имеют никакого влияния в нашем обществе, еврочиновники наступают на старые грабли.
Главная проблема нового проекта Евросоюза лежит значительно глубже
Еще в свою бытность президентом РФ, Дмитрий Медведев предложил Евросоюзу оказать помощь в модернизации России. Брюссель с энтузиазмом отреагировал на него, но дальше слов дело не пошло.
Проблема оказалась в том, что у России, как и у Беларуси, представление о модернизации совсем не такое, как у Евросоюза. Мы, говоря о модернизации, в первую очередь имеем в виду социально-экономическую модернизацию, в то время, как наши западные партнеры – политическую.
Мы считаем, что проводить серьезные политические реформы можно только в условиях социально-экономической стабильности, причем проводить постепенно, последовательно, тщательно продумывая и взвешивая каждый шаг. Мы прекрасно помним, к чему привели преступные шаги первого и последнего президента СССР М.Горбачева – к распаду огромной страны, кровопролитным этническим конфликтам, многие из которых тлеют до сих пор, экономическому коллапсу, жесточайшему политическому, нравственному и духовному кризису в бывших республиках Советского Союза. Хищническая приватизация, стремительное обогащение одних и столь же стремительное обнищание большинства населения. Слава богу, Беларуси удалось избежать многих проблем, с которыми столкнулись наши соседи. Повторения кошмара конца 80-х-начала 90-х годов прошлого века не хотят ни белорусы, ни россияне, во всяком случае, те из них, кто помнит все прелести так называемой «перестройки».
Поэтому, говоря о модернизации, мы подразумеваем, в первую очередь, обновление экономики на всех уровнях, от технологического до управленческого и законодательного, совершенствование социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, науки. Мы считаем, что сначала надо создать необходимые предпосылки для устойчивого развития общества. И лишь затем можно переходить к серьезным политическим реформам. Таким путем пошли Китай, Сингапур, и некоторые другие государства, которые за сравнительно короткий срок смогли совершить прорыв в развитии и выйти в лидеры мировой экономики.
Запад же представляет себе нашу модернизацию совсем по-другому. Его нынешним политическим и финансово-промышленным элитам не нужны сильные, процветающие Россия и Беларусь. Они предпочли бы видеть нас в состоянии политического и экономического хаоса, как в конце прошлого столетия, когда они могли позволить себе говорить с Россией как со второстепенной страной. Невозможно забыть, каким унижениям были тогда подвергнуты наши народы. Существовала реальная угроза утраты суверенитета и независимости. Некоторые западные политики в те годы всерьез ставили вопрос о необходимости контроля НАТО над стратегическими ядерными вооружениями России, якобы потому, что сама Москва не может обеспечить их надлежащее хранение и безопасность.
Вашингтон и Брюссель будут всячески препятствовать социально-экономической модернизации наших стран, доступу к современным технологиям, которые позволили бы нам на равных с ними конкурировать. Зато они готовы предоставить нам такие политические технологии, которые неминуемо отбросят нас как минимум на 15-20 лет назад. В лучшем случае. Что может быть в худшем случае, нам демонстрирует один из последних примеров модернизации «а-ля Евросоюз» - Ливия.
Никто тебе не поможет, если сам себе не поможешь
Конечно, если бы США и ЕС согласились на взаимовыгодных условиях участвовать в модернизации нашей экономики, дали бы нам доступ к новейшим технологиям 5-6 уклада, нам было бы намного легче решить те задачи, которые сейчас перед нами стоят. Но при нынешнем положении дел в глобальной политике и экономике рассчитывать на такое прекраснодушие со стороны Вашингтона и Брюсселя не приходится. Поэтому мы должны в большей степени рассчитывать на свои силы, но при этом искать союзников на международной арене, причем как среди политических, так и бизнес-кругов.
Не так давно на сайте информационного агентства БЕЛТА было опубликовано интервью генерального директора словенской компании «Рико» Янеза Шкрабца. Вот некоторые выдержки из него. «Могу констатировать, что с каждым днем Беларусь прогрессирует. Мы тесно сотрудничаем со многими белорусскими предприятиями (в частности, такими флагманами вашей промышленности, как МАЗ, МТЗ, БелАЗ, «Атлант», «Трайпл») и видим, что все они идут по пути модернизации, становятся все более конкурентоспособными. Их можно смело поставить в одном ряду со многими мировыми производителями, поскольку они так же стремятся внедрять новые технологии, идти в ногу со временем, осваивать принципы работы в рыночных условиях. Особо следует отметить высокий профессиональный уровень специалистов в Беларуси. Поверьте, мне есть с чем сравнивать: компания «Рико» работает во многих странах и имеет высокие стандарты, предъявляемые к профессиональной деятельности сотрудников. В Беларуси очень квалифицированные кадры. Для меня как бизнесмена очевидно, что за последние годы в Беларуси принято много мер для улучшения бизнес-климата и создания условий по привлечению иностранного капитала. Например, заметны улучшения в сфере налогообложения, обеспечены условия для прозрачной рыночной конкуренции. Мы это особенно хорошо знаем, потому что участвуем в различных конкурсах, тендерах и на равных конкурируем с другими».
О том, что США и ЕС не заинтересованы в социально-экономическом развитии Беларуси, свидетельствуют санкции, которые введены в отношении более чем трех десятков наших предприятий. Вот что по этому поводу думает Янез Шкрабец: «Я считаю, что в настоящее время политики Евросоюза избрали неправильную концепцию по отношению к Беларуси, она вредит мелкому и среднему бизнесу обеих сторон. Крупные фирмы страдают в меньшей степени, им легче найти выход на другие рынки. Нынешняя ситуация особо вредит представителям европейских бизнес-структур. Ведь Беларусь, натолкнувшись на закрытые со стороны Евросоюза двери, будет искать другие выходы, которые, возможно, окажутся даже более выгодными. А Европа будет вариться в собственном соку».
Наш словенский друг прав: политические элиты Запада не очень беспокоят проблемы малых и средних предпринимателей. Они стоят на страже интересов прежде всего крупных транснациональных корпораций. А большинство из этих «акул» бизнеса не заинтересованы в том, чтобы честно и добросовестно вести дела в Беларуси, соблюдая наши национальные законы. Для них куда привлекательнее поучаствовать в дележе государственной собственности, «половить рыбку в мутной воде». Они привыкли работать в «банановых республиках», где хищнически эксплуатируют природные и людские ресурсы, получая при этом сверхприбыли, и где местные коррумпированные правители не смеют шага ступить без их разрешения. В нашей стране такое немыслимо, поэтому нынешнее руководство Беларуси для них – помеха, которую они хотели бы устранить. И готовы ради этого выделять немалые средства различным фондам, которые специализируются на организации «цветных революций». Они согласны финансировать нашу оппозицию, для них это смешные суммы по сравнению с тем, что они получат в случае прихода к власти их протеже.
Задачи, которые стоят перед Беларусью и Россией по модернизации, имеют много общего. Именно поэтому очень важно не только мобилизовать, но и объединить наши силы, эффективно использовать мощный интеграционный потенциал Союзного государства, Таможенного союза, Единого экономического пространства, и, в перспективе, Евразийского союза. Для этих целей в свое время была создана Белорусская калийная компания, а сейчас идет процесс объединения МАЗа и КаМАЗа, рассматривается возможность создания холдинга на базе гомельского и ростовского предприятий по производству сельскохозяйственных машин. Реализуются другие совместные проекты в сфере экономики, науки и высоких технологий. На эти цели выделены приличные средства. Годовой бюджет Союзного государства составляет около 5 млрд. российских рублей, и большинство этих денег идет на финансирование союзных программ.
Расчет на собственные силы тем более актуален, что сейчас объединенной Европе, должно быть, не до Беларуси. Евросоюз не на шутку лихорадит, долговой кризис еврозоны создает серьезнейшую угрозу для самого существование единой европейской валюты. Это еще одна причина, почему не стоит всерьез воспринимать этот новый проект – «Европейский диалог для модернизации». Евросоюзу сейчас необходимо не Беларусь модернизировать, а модернизироваться самому.
Не так давно западные СМИ злорадствовали, когда наша страна столкнулась с серьезными трудностями в валютно-финансовой сфере. Главный лейтмотив многочисленных материалов был следующий: «ну, все, наконец-то белорусская модель показала всю свою ущербность, мы же говорили, что она не жизнеспособна!» Предсказывали неизбежный рост социальной напряженности, политические потрясения и даже революцию. Но мы выдержали, поднялись, движемся вперед. Конечно, спасибо России, поддержала, помогла. Но вот почему сейчас весь Евросоюз никак не может помочь Греции? Да потому что на ее спасение надо ни много, ни мало, а целых 130 млрд. евро! Да мы бы на такие деньги за несколько лет общество всеобщего благоденствия построили! Помощь России для нас выразилась в предоставлении Антикризисным фондом ЕврАзЭС кредита на $3 млрд., в снижении цен на газ и нефть, что по явно завышенным оценкам самих же россиян может составить еще $4 млрд. Конечно, и это для нас немало, но это не идет ни в какое сравнение с тем, какие средства необходимы на спасение Греции, население которой вполне сопоставимо с населением Беларуси.
Модернизировать Европу
Еще четыре года назад, во время первой волны кризиса, мы говорили, что и США, и ЕС необходимо полностью пересмотреть свою политику в области экономики и финансов, по-новому взглянуть на роль государства в их регулировании. Неолиберальная модель развития показала свою несостоятельность. Именно она привела мировую экономику к нынешнему глобальному кризису. Да, были попытки что-то сделать, усилить государственный контроль деятельности крупнейших банков, ввести дополнительные налоги для богатых, и так далее. Оказалось, этого недостаточно.
Еще одна проблема, с которой сегодня сталкивается Евросоюз – нарастание кризисных явлений в политике. Жители объединенной Европы все более остро ощущают, что они фактически лишены возможности участвовать в принятии важнейших решений и влиять на них. Вся власть фактически сосредоточена в руках евробюрократов, которых они не избирают, и которые не несут перед ними никакой ответственности. Серьезно стоит проблема интеграции в европейское общество миллионов мигрантов из мусульманских стран. Растет безработица, разрыв между бедными и богатыми. Добавьте сюда еще проблемы, специфические для каждой страны, такие как массовая миграция трудоспособного населения, межнациональные и межконфессиональные отношения, и т.д.
Поэтому в общественно-политической жизни ряда стран ЕС, да и в Евросоюзе в целом, все более возрастает влияние евроскептиков и националистов.
Еврочиновники и отдельные политики очень любят аргументировать свои попытки вмешаться во внутренние дела Беларуси тем, что наша страна якобы создает для Европы какие-то проблемы. Правда, никто из них не может внятно объяснить, какие именно. На самом деле, как раз Евросоюз и создает не только политические, но и вполне реальные экономические проблемы, причем не только для Беларуси, но и для других своих соседей. И дело не только в экономических санкциях. Благодаря безответственной, популистской политике, которая проводилась как в отдельных странах, так и в Евросоюзе в целом в последние годы, как раз и возник нынешний кризис. И он может затронуть практически все страны региона, в том числе и Беларусь. И это уже не внутреннее дело ЕС. Роль одного из региональных лидеров, на которую он претендует, подразумевает не только какие-то неформальные права, но и обязанности, в том числе и по обеспечению экономической стабильности в зоне ответственности. Сейчас мы видим, что Брюссель со своими обязанностями не справляется, но права «качать» продолжает.
Очевидно, что объединенной Европе необходима более радикальная модернизация политической и экономической модели развития. Это значит, что Евросоюз не настолько безупречен, чтобы говорить со своими восточными соседями менторским тоном. Скромнее надо быть, господа!
Последние события показывают, что в серьезной модернизации нуждается также внешнеполитическая и внешнеэкономическая стратегия ЕС. Несправедливая, ущербная система перераспределения материальных благ в глобальной системе мировой хозяйственной деятельности стала одним из главных факторов стремительного роста пропасти между бедными и богатыми странами, и, как следствие, политической нестабильности, вооруженных конфликтов, усиления террористических и экстремистских сил в глобальном масштабе.
И у нас, и у ЕС есть не только свои собственные, но и общие проблемы. И нам следовало бы не конфликтовать, а решать их совместными усилиями. И хотя до этого пока далеко, нам необходимо терпеливо и настойчиво говорить об этом, искать в странах Евросоюза друзей и партнеров, те здоровые силы, с которыми нас объединяет желание жить в мире, основанном на уважении интересов всех членов международного сообщества.
 
 

12345

Комментарии

Вот теперь полно информации,

Вот теперь полно информации, дабы делать выводы...

12345

Добрый день! Почему Вы так

Добрый день!
Почему Вы так узко трактуете понятие модернизации? Модернизация- это не только технологическое обновление производства. Белорусскому обществу необходима многоуровневая модернизация. Модернизация системы права, модернизация системы общественных и политических институтов, модернизация культурного пространства. Во многих сферах нашей жизни присутствуют старые, советские схемы.
Нужно создавать условия для развития негосударственных общественных организаций. Предоставлять людям возможность свободы реализации их интересов, увлечений. Во всем мире действуют налоговые льготы для подобного вида деятельности. Государственные пособия, гранты позволяют НГО эффективно действовать и приносить пользу государству. Почему у нас никто не знает о таких организациях, действующих в области культуры, истории, искусства и т.п. Скажете- мало востребовано обществом? Не поверю. Более того... Государство должно стремится поддерживать и правозащитные организации. Не стоит наклеивать ярлыки на все НГО. Государство не может нормально существовать без общественной поддержки и именно эту поддержку ему могут дать негосударственные общественные организации.

12345
Руслан Прохоров

Прошу прощения, но Вы,

Прошу прощения, но Вы, видимо, не очень внимательно читали мою статью. Я говорю в ней не только о социально-экономических, но и общественно-политических аспектах модернизации. Вопрос в приоритетах. Лично я согласен с Марксом, что общественное бытие определяет общественное сознание. Начинать модернизацию с политических реформ – это значит наступать на те же грабли, что и в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Поэтому начинать надо с экономической модернизации!
Не вызывает сомнения, что любое, даже самое прогрессивное общество, нуждается в постоянном развитии. Что уж говорить нам, если мы только 20 лет как стали суверенным государством! Причем все это время нам приходится отстаивать свою независимость в тяжелой борьбе.
Современную, цивилизованную демократию очень трудно строить в условиях внешнего давления, которое создает проблемы для внутреннего развития. В условиях кризиса демократия уходит на второй план, чтобы опять стать актуальной, когда возникают благоприятные для того условия. Кому нужна такая демократия, когда с наступлением темноты опасно выходить на улицу, когда Вы вечером стоите перед открытым холодильником и мучительно размышляете о том, какое «ирландское рагу» придумать на завтрак? Поэтому, если бы США и ЕС действительно желали бы нам добра, лучшее, что они могли бы сделать для развития демократии в Беларуси – это оставить нас в покое.
Что касается гражданского общества, то я с Вами полностью согласен, нам его необходимо развивать. От этого государство только выигрывает. Но здесь у нас не все так плохо, как Вы, видимо, считаете. Вы знаете, что в Беларуси зарегистрировано более 2000 общественных организаций и объединений? В том числе и довольно-таки экзотических.
Согласен, НГО выполняют очень важные функции. Их надо всячески поддерживать. Вот только я не могу доверять тем из них, которые занимаются политикой, получая при этом финансирование из-за рубежа. Это касается и так называемых «правозащитников», которые живут за счет западных грантов. Поэтому я поддерживаю соответствующий закон, принятый недавно в России, который обязывает такие НГО регистрироваться в качестве иностранных агентов. Пусть люди знают, кто есть кто!
Что касается возможностей для реализации творческого потенциала, то здесь я не вижу каких-то проблем. По-моему, в этом отношении у нас созданы очень даже благоприятные условия. Было бы только что реализовывать!

12345

Я бы не стал увязывать

Я бы не стал увязывать уровень демократии с уровнем благосостояния народа. Скорее- с уровнем развития его общественных институтов. А также, наличием у гражданина "классических свобод" и состоянием правовой культуры.
Давайте вернемся к Вашим примерам.

"В условиях кризиса демократия уходит на второй план, чтобы опять стать актуальной, когда возникают благоприятные для того условия. Кому нужна такая демократия, когда с наступлением темноты опасно выходить на улицу, когда Вы вечером стоите перед открытым холодильником и мучительно размышляете о том, какое «ирландское рагу» придумать на завтрак?"

Демократия нужна для того, чтобы в случае пустого холодильника, разгула преступности и коррупции Вы могли:

1) Открыто заявить о том, что Вам что-то не нравится и не быть преследуемым за это.
2) Иметь возможно эффективно влиять на выбор политического развития страны

Демократия не зависит от наполненности холодильника. Также как и наполненный холодильник не влияет на ее уровень.

Пример- Греция и Франция. Одни на грани дефолта, другие- относительно крепко стоят на ногах. Но и там и там- постоянные демонстрации.

Демонстрации идут по всей Европе: Германия, Испания, Италия... Почему? Потому что граждане этих стран чувствуют, что от них что то зависит и стремятся изменить политику национальных правительств.

Вы писали : "если бы США и ЕС действительно желали бы нам добра, лучшее, что они могли бы сделать для развития демократии в Беларуси – это оставить нас в покое."

Я бы не сказал, что США сильно прессуют Беларусь. Разве что опосредованно... через Европу. Если Беларусь действительно заинтересует США в ближайшем будущем ( в чём я очень сильно сомневаюсь), то действовать они будут через ООН.

12345
Руслан Прохоров

Спасибо, что принимаете

Спасибо, что принимаете участие в нашей дискуссии, и выражаете свое мнение пусть и несколько безапелляционно, но все же по существу.
К сожалению, этого нельзя сказать об авторах некоторых других комментариев, на которые я не считаю нужным отвечать.
А теперь вернемся к Вашей публикации. Сразу хочу попросить – не надо считать меня врагом демократии. В конце концов, если бы ее не было, не было бы и этой дискуссии.
Вместе с тем, с моей точки зрения, нужна не «демократия ради демократии», а демократия ради развития общества.
А теперь о связи демократии и благосостояния. Здесь я с Вами в чем-то согласен. Действительно, богатую Саудовскую Аравию, например, при всем желании демократией не назовешь, ни по форме, ни по содержанию. Но ведь дело в том, что идеологи либерализма утверждают, что без демократии западного образца невозможно построить процветающее общество!
Между тем, мы видим, что это не так. Мало того, практически все те страны, которые бездумно попытались скопировать ее, столкнулись с серьезнейшими социально-экономическими проблемами. Они получили те самые «пустой холодильник» (который почему-то для некоторых оказался больной темой) и разгул преступности.
Да, действительно, эта самая «демократия» позволяет им «1) Открыто заявить о том, что Вам что-то не нравится». Но она не дает практически никаких шансов «2) Иметь возможность эффективно влиять на выбор политического развития страны». Потому что в большинстве государств западной демократии политическое развитие на самом деле определяют не «широкие народные массы», а олигархические кланы. Но если в развитых странах, благодаря огромному национальному богатству, они могут себе позволить делиться какой-то его частью с согражданами, то в так называемых «молодых демократиях» такого богатства просто нет.
Могу привести массу примеров, которые доказывают, что демократические свободы и права человека тесно связаны с безопасностью и благосостоянием общества.
Во-первых, многие эксперты рассматривают мероприятия, которые спецслужбы США и некоторых стран Евросоюза стали проводить после терактов 11 сентября 2001 года, как грубейшее нарушение прав и свобод граждан, в том числе и права на неприкосновенность личной жизни. В этом контексте стоит вспомнить и «охоту на ведьм» в эпоху маккартизма в США, которые тогда, как и сейчас, позиционировали себя в качестве лидера демократического мира!
Во-вторых, что касается Вашего примера с Грецией и Францией. Здесь и причины, и масштабы демонстраций совершенно разные. Кстати, я где-то читал, демонстрации – одно из любимых развлечений парижан. Во французской столице проводятся даже демонстрации против демонстраций.
С моей точки зрения, в самих по себе демонстрациях ничего плохого нет. Но они должны проходить в рамках закона, и не создавать проблем для окружающих. Поэтому я солидарен с жителями Женевы, которые в прошлом году на референдуме проголосовали за многократное увеличение штрафов для организаторов и участников несанкционированных демонстраций до 100 000 франков (около 100 000 евро).
Между тем, если действия демонстрантов выходят за рамки закона, в той же Греции, да и в других странах Евросоюза, так же как и в «светоче демократии», США, полиция, не колеблясь, применяет дубинки, слезоточивый газ и другие спецсредства. Как, например, она действовала против участников акции Occupy Wall Street, которым крепко досталось во время ликвидации их палаточных городков блюстителями порядка.
Согласен, в странах Евросоюза народ любит ходить на митинге и демонстрации. Власти смотрят на это сквозь пальцы: пусть помитингуют, спустят пар. Но не сомневаюсь, если массовые демонстрации станут создавать угрозу для правящих элит Запада, тут же будут приняты соответствующие законы, ограничивающие уличные акции и ужесточающие действия правоохранительных органов в отношении их организаторов и участников.
Теперь к Вашему тезису о том, что США не слишком сильно «прессуют» Беларусь. Но ведь нельзя игнорировать тот факт, что Штаты ввели против нашей страны санкции, фактически аналогичные тем, что ввел ЕС. Да, действительно, нынешняя администрация США интересуется Беларусью в меньшей степени, чем Евросоюз. Но Вы зря думаете, что они не используют против нас, пусть и «втихую», ООН. Трудно поверить, что недавнее принятие Советом по правам человека ООН антибелорусской резолюции, хотя она и была инициирована ЕС, обошлось без американского лоббирования.
 

12345