Воскресенье 21.10.2018


Катарсис по-российски: очищение или самоунижение?



Любят все-таки братья-россияне бросаться в крайности. То гордо говорят о славной истории и исторической миссии Москвы (третий Рим, как-никак, а четвертому - не бывать). То вдруг впадают в достоевщину, начинают заниматься самокопанием и самобичеванием, и готовы покаяться перед миром во всех грехах, даже в тех, которых за ними никогда не водилось. А порой им удается совмещать эти два увлекательных занятия практически одновременно.

В свое время в России была создана комиссия по противодействию фальсификации истории. Предполагалось, что она должна в первую очередь противостоять попыткам фальсификации событий 2-й Мировой и Великой Отечественной войн. Правда, о каких-то реальных результатах деятельности этой комиссии лично мне не известно.

А в феврале нынешнего года Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ предложил Д.Медведеву проект "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении". По словам члена этого совета Сергея Караганова, "В популярной прессе этот проект получил название "Десталинизация". Караганов вроде бы как считает, что это неточно и политически неправильно, но, в то же время, признает, что суть проекта, естественно, и в десталинизации, и в декоммунизации российского общественного сознания и самой страны.

Журналист Алексей Тимофейчев на сайте Би-би-си констатирует, что появление программы по десталинизации рассматривается многими экспертами как очевидный разрыв с политикой по противодействию фальсификации истории. Так, например, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что эта программа - ни больше ни меньше - представляет собой "обнуление исторического капитала России, связанного с победой СССР во Второй мировой войне".

Там же приводится и мнение историка Алексея Исаева, который полагает, что борьба с фальсификацией истории, и обсуждение программы по десталинизации - это достаточно гармонично сочетающиеся между собой элементы одного подхода: "С одной стороны, есть борьба за то, чтобы история предстала перед гражданами в том виде, в котором она ближе всего к истине - это связано с борьбой с фальсификацией. С другой стороны, при этом стремятся избежать возвеличивания Сталина". В то же время, по мнению историка, "Программа десталинизации - достаточно бессмысленна в том виде, в котором она декларируется сейчас. Роль Сталина (в войне) смешно отрицать: он был верховным главнокомандующим, принимал многие важные решения. Его и без этой программы объективно и по делу критикуют за те или иные решения. На его имя не должно быть наложено табу, как это было в брежневскую эпоху. Просто вычеркивать его из истории - дело бессмысленное и даже глупое, поскольку выбивает какие-то звенья из цепочки событий".

В этой совершенно абсурдной, на первый взгляд, ситуации, российские политологи видят вполне ясную для них логику борьбы, которая уже развернулась в преддверии президентских выборов в 2012 году. Некоторые деятели в России настолько увлеклись игрой в политическую рулетку, что готовы во имя призрачного выигрыша промотать даже то, что лично им не принадлежит, а является достоянием нации - гордость за свой народ, за отцов и дедов, одержавших Великую Победу в самой кровопролитной войне в истории человечества.

Сама возможность такой дискуссии в России свидетельствует о серьезной морально-нравственной эрозии значительной части национальной (?) элиты. Более понятной становится толкование этими политиками и интеллектуалами так называемой модернизации российского общества, которая практически сводится к вестернизации, то есть восприятию западной точки зрения на место и роль России в системе глобальных отношений.

К сожалению, данная проблема не является исключительно внутренним делом россиян, она напрямую затрагивает и белорусов как нацию, наиболее пострадавшую в годы Великой Отечественной войны. Сегодня общее восприятие тех событий объединяет наши народы. Но если процесс ревизии истории и итогов этой войны получит дальнейшее развитие в России, это может стать серьезной идеологической проблемой не только для нее самой, но и для дальнейшей белорусско-российской интеграции.
 

12345

Комментарии

Что за факт навел на такие

Что за факт навел на такие оригинальные публикации?

12345

К сожалению, еще со времен

К сожалению, еще со времен перестройки, все Советское принято ругать и хаять, а западное демократическое самое самое лучшее... Сегодня торжествует насилие над Историей и ее искажение на постсоветском пространстве. В итоге Молодежь наша воспитывается на западных (и не только) фильмах низкого пошиба, безнаказанности, а отношение к труду упало почти до нуля, все ждут быстрого обогащения, мечтают о своей лотарейке на халяву.Этот путь в никуда! Мне приятно за Белорусов, на их ТВ много интересного, положительного, а исторические программы правдивы и привлекательны для всех.

12345

Какой любопытный топик

Какой любопытный топик

12345
Руслан Прохоров

Спасибо!

Спасибо!

12345

Добрый день! А почему вы

Добрый день! А почему вы считаете, что ревизия истории ВОВ и ее итогов может стать проблемой для интеграции? Интеграция происходит на принципах демократических свобод, в том числе и возможности отдельных историков исследовать и давать оценки отдельным личностям и процессам в истории. Бог с ним со Сталиным... Его уже и возвеличивали и гнобили сотни историков и политических деятелей. Мне, например, более интересен Пантелеймон Паномаренко и его деятельность, особенно в 1941 году.
История всегда была крайне политизированной вещью... Тем более - история ВОВ. На мой взгляд, единственной ревизией может быть- честное исследование исторических фактов.
А как кажется Вам?

12345
Руслан Прохоров

Я полностью согласен с Вами,

Я полностью согласен с Вами, что историческая наука всегда, во все времена была крайне политизирована. Такая у нее уж судьба, что любая власть всегда использовала, и будет использовать ее в своих целях.
Проблема ревизии истории ВОВ, которая намечается в России, как раз и заключается в том, что она инициирована не историками, а определенной, так называемой «либеральной» частью российской политической элиты. Как говориться, хрен редьки не слаще. Сам будучи историком по образованию, я прекрасно знаю, как умеют некоторые дельцы от науки тасовать и передергивать исторические факты, толковать их на свой лад, "выпячивать", переоценивать одни события, и замалчивать другие. Не сомневаюсь, что и в этот раз все обернется очередной идеологической кампанией. И цели у нее, к сожалению, несмотря на все громкие фразы, очень неприглядные, и последствия ее несложно предугадать. Об этом, кстати, я и пишу в своей статье.
Что касается проблем, которые этот процесс может создать для нашей интеграции. Интеграция возможна только на основе общих ценностей. Среди них, несомненно, демократические свободы, о которых Вы пишете, занимают не последнее место. Но, еще раз повторю, ни в коем случае нельзя недооценивать общность взглядов на исторические события, которые объединяют народы. Это очень важный фактор! Как Вы можете себе представить, например, интеграцию двух государств, одно из которых на официальном уровне считает легионеров "Ваффен-СС" или карателей из дивизии СС "Галичина" пособниками нацистов, палачами и военными преступниками, а другое, тоже на официальном уровне, - отважными героями и гордостью нации? Посмотрите, что происходит в Украине, где разные взгляды на историю ВОВ и роли ОУН – УПА в ней буквально раскололо общество? Многие украинские эксперты бьют тревогу, и всерьез опасаются, что противостояние между востоком и западом страны по этому вопросу может стать одним из факторов дезинтеграции страны. Я прожил в Украине 15 лет, поэтому знаю о проблеме не понаслышке, и вполне разделяю их тревогу.

12345

По поводу Львова... У меня в

По поводу Львова... У меня в прошлом году интересный случай был. Беседовал я с одним представителем тамошней интеллигенции- сотрудником архивного учреждения. Человек весьма образованный, воспитанный, он убеждал меня, что у них, во Львове, всегда рады приезжим русскоязычным людям. "Недолюбливание русскоязычных- миф, удел необразованных"- говорил он.
Сам я бывал во Львове. Впечатления двоякие... Сложно на самом деле это всё...
Многое завязано на поломанных судьбах людей... Я думаю, с этим просто надо смириться и стараться не повторять ошибки предыдущих поколений.

12345

Лично я бывал во Львове много

Лично я бывал во Львове много раз, как во времена СССР, так и после его распада. В 1996 году я проходил стажировку в одной из воинских частей в г. Старый Самбор. Очень красивый городок: западная архитектура, костелы, католическое кладбище, множество хорошо сохранившихся домов еще довоенной постройки. Какого-то враждебного отношения к себе мы не ощущали. Но было такое смутное ощущение, что мы здесь чужие. Не потому, что не местные… Словами это чувство передать сложно. Видимо, дело все-таки в менталитете.
Очень интересный тогда разговор у меня произошел с одним сержантом, таким же молодым парнем лет 20-ти, уроженцем Львова. Он мне рассказывал о своей девушке (ее отец занимал тогда какую-то крупную должность во львовской милиции). Когда я спросил его, собирается ли он на ней жениться, он мне заявил: "Что ты, она же русская!". На мой недоуменный вопрос "Ну и что?" он ответил довольно эмоционально: "Я могу привести домой только украинку или польку, иначе меня родители вместе с невестой из дома выгонят".
Вообще-то межнациональные отношения в Украине довольно-таки сложные. Например, о том, что жители запада и востока Украины друг друга недолюбливают, известно всем. Но для меня в свое время стало настоящим открытием, что венгерское население Закарпатья с неприязнью относится к галичанам. А ведь есть еще и проблема закарпатских русинов, которые не желают считать себя украинцами.
Все эти проблемы уходят корнями в довольно сложную историю Украины. Конечно же, их надо бы оставить в прошлом. Но, к сожалению, некоторым политикам выгодно время от времени раздувать прошлые обиды и вражду.

12345

Ничего нового. Разделяй и

Ничего нового. Разделяй и властвуй. Или мути воду, лови рыбу.

12345